г. Москва, Бронницкий переулок д.1

белая кошка с разными глазами

Вирусный перитонит у кошек

дата публикации 11/04/2012 - 01:02

Вирусный перитонит у кошек (FIP-Feline Infectious Peritonitis) - болезнь, вызываемая кишечным коронавирусом (FECV), который в процессе мутации приобретает способность поражать макрофаги.

К заболеванию наиболее восприимчивы молодые животные в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. У взрослых кошек инфекционный перитонит развивается редко, если только они не контактировали  с вирусом в более молодом возрасте, и заболевание не перешло в хроническую скрытую форму. Кишечный коронавирус (FECV) наиболее опасен в условиях скученного содержания животных (зоомагазины, питомники, приюты для бездомных животных). Частота преобладания вируса у особей, содержащихся в таких условиях, достигает 70-100%. Мутация кишечного коронавируса в вирусный приводит к вспышке заболевания и является угрозой для всей популяции кошек в питомнике.

Кишечный коронавирус передается фекально-оральным путем и размножается в клетках кишечника. Перитонит у кошек возникает, когда кишечный коронавирус мутирует и начинает размножаться в макрофагах (иммунных клетках).

Клинические признаки

Вирусный перитонит кошек имеет следующие симптомы.  Они достаточно разнообразны и зависят от силы и стойкости иммунитета животного. Общие признаки заболевания следующие:

- потеря веса;

- отставание в росте котят;

- перемежающаяся лихорадка.

Существует 2 формы инфекционного перитонита – выпотной (влажный, экссудативный) и сухой (не экссудативный).

Выпотный имеет следующие признаки:

- при общей худобе животного живот увеличен в объеме, слизистые оболочки и кожа могут приобретать желтоватый оттенок. При таком типе заболевания в брюшной полости скапливается экссудат соломенного цвета, богатый белком. Жидкость может накапливаться и в плевральной полости, способствуя появлению дыхательной недостаточности.

Сухой сопровождается следующими симптомами:

- кошка худеет, у нее пропадает аппетит, могут появляться расстройства центральной нервной системы - нистагм, наклон головы, судороги, потеря координации, парезы. Часто поражаются глаза, что проявляется в помутнении стекловидного тела, увеитах. В брюшной полости увеличиваются мезентериальные лимфатические узлы, утолщается кишечная стенка.

Как распознать заболевание

Вирусный перитонит кошек, диагностика. Серологическими методами дифференцировать FECV от FIP невозможно, так как обе группы штаммов являются одной популяцией вируса. Наиболее точные результаты дает патологоанатомическое вскрытие. Диагностика основана на анамнезе, клинических признаках заболевания и клинического анализа крови (незначительное увеличение количества лейкоцитов и снижение количества лимфоцитов, анемия при хроническом течении, повышение уровня общего белка).

Лечение

При вирусном перитоните у кошек возможно только симптоматическое лечение.  Прогноз для животных, у которых проявились клинические признаки влажной или сухой формы заболевания, прогноз неблагоприятный, летальность составляет 99%. Однако, при сухой форме болезни животные, как правило, живут дольше.

Профилактика

Чтобы кошка не подверглась данному заболеванию, необходимо не допустить заражение кишечным коронавирусом. Так как этот вирус передается через зараженные фекалии, необходимо обеспечить кошкам хорошие условия содержания и своевременную уборку за животными. Однако наилучшая рекомендация - это содержание кошек небольшой популяцией, не более 4 особей. В питомниках необходимо своевременно обследовать животных на наличие кишечного коронавируса, чтобы заранее предупредить вспышку заболевания. Инфицированных кошек изолируют. Лучшая профилактика - вакцина от вирусного перитонита кошек.

Ветеринарный центр «ДоброВет»